Начало
Мацуо Басё
Классика
Гербарий
Русские напевы
Собрания сочинений
Хайку из-за бугра
Гнездо сороки
Шкатулка
Измышления

Конкурс хайку
Ветка бамбука
Гостевая книга
Черная гостиная

Разное
Друзья-соседи
Ссылки

Архив рассылки

Литеросфера

[an error occurred while processing this directive]
Шкатулка

Михаил Якушев
Справедливость?

Дождь ли, снег - любое время года
Надо благодарно принимать

I
Кто их людей хотя бы раз не восклицал: "Это несправедливо! Господи, но за что мне такое наказание!" Каждый человек имел повод усомниться в существовании справедливости. Не имеет смысла перечислять все возможные несчастия, которые могут обрушиться на нашу голову в процессе этого бренного бытия.
Однако попробуем представить себе мастера боевых искусств, который не подвергается атаке извне, который не имеет долгие годы партнера для совершенствования своей техники. Представьте его, одиноко стоящего, готового к поединку. Вы думаете, он счастлив и благодарен Богу и судьбе за то, что его оставили в покое? Позволю себе в этом усомниться. В лучшем случае этот человек будет пытаться найти партнера в самом себе, сам атаковать и сам защищаться. В худшем - он потеряет свое искусство и погибнет. Не обязательно физически, но духовный его круг будет сужаться до точки.
Как вы думаете - как он встретит человека, занесшего меч над его головой? Будет ли он проклинать Бога за посланное ему испытание, или возблагодарит Его за достойного партнера? И как это мастер отнесется к атакующему? Возненавидит его или полюбит, как ту половину себя, которой не хватало ему все это время для самореализации. Каждый выбирает свой путь взаимодействия и противостояния. И для каждого человека выбранный им путь кажется (а, значит, и является) самым верным.

II
Японские мудрецы говорили, что грань между жизнью и смертью не толще листа бумаги, с одной стороны которого написано "смерть", а с другой - "жизнь". И толщина этого листа - то расстояние, которое разделяет людей на разные категории, разные философии. Я не собираюсь обсуждать верность каждой из них. Все философии верны, если люди, открывшие их в себе, счастливы в своем движении.
И все же попробуйте представить хотя бы три возможных варианта развития событий. 
Защищающийся может применить свое оружие и поразить нападающего. Кто станет его осуждать? Он целиком и полностью прав. Агрессия должна быть наказана. "Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!" Перебить всех мерзавцев и негодяев. Уничтожить все проявления агрессии. И тогда воцарится мир и справедливость. Но если вдруг приложенная сила будет больше той, которой можно противостоять? Человек погибнет с чувством выполненного долга и сознанием, что он сделал все, что было в его силах. И не минует тяжелая рука справедливого возмездия его убийцу.
Другой останется спокоен и уравновешен. Он преисполнен собственного достоинства и нежелания причинять вред любому живому существу. Бесстрашно взглянет он в глаза нападающего и движением, полным любви к нему, подставит свою голову под свистящий клинок. Да, тело его погибло, но он чист перед Богом, перед своей верой. Он знает, что зло обязательно будет наказано и справедливость восторжествует. Бог все видит и обязательно покарает обидчика. Жаль, что этот святой человек так рано покинул этот мир. Сколь многих он мог бы поставить на путь непротивления злу и любви к ближнему. Научить верить в добро и высшую справедливость, которая обязательно существует. Не здесь, но в лучших мирах.
Третий увидит в нападающем свое отражение, самого себя. Ведь эта та часть, которой ему так не хватало для практики! Он обрел свою половину. И невозможно причинить вред партнеру, которого ожидал с таким нетерпением. Но и позволить убить себя тоже не лучший вариант. Гораздо проще преодолеть это расстояние в толщину листа, сместившись с линии атаки. Слиться с партнером в общем движении. Позволить ему нанести удар и в момент наибольшей силы, которую он приложит для достижения цели, взять контроль и скорректировать направление этой силы таким образом, чтобы не пострадать самому и не нанести повреждений партнеру. А когда уже он будет в недоумении лежать на земле, вы, удерживая контроль, можете постараться убедить его в ошибочности решения атаковать. А потом можно его отпустить. И быть готовым к новой атаке. Или убить, если этого требует ваша внутренняя справедливость. Но чувствуя при этом и собственную смерть, собственную неспособность находиться в гармонии с Внешним Космосом.

III
Мне могут возразить, что жизнь и поединок совершенно не одно и то же. Мы живем, как умеем, и никто нас не учит справляться с болезнями, переносить потерю близких или сжигающее пламя неразделенной любви. А мастер годами практикуется для того, чтобы выйти победителем. Так потому он и тренируется, чтобы всегда быть готовым, всегда суметь уберечь то, что ему дорого в этом мире! Кто же вам мешает практиковаться изо дня в день на маленьких бедах и конфликтах для того, чтобы успешно взаимодействовать и с самыми серьезными испытаниями? Ведь именно в этом и кроется справедливость! В возможности каждодневной практики для своего развития. Для поиска пути и движения. А мы стоим как растерявшиеся пешеходы в потоке машин. Хорошо, если просто стоим - есть шанс выжить до первого невнимательного водителя. А если начинаем метаться из стороны в сторону, то конец наступает значительно быстрее.
Как учиться? Где, у кого? Чему?! Но все помнят: "Ищущие обрящут", "Стучите и откроется вам", "Когда ученик готов, приходит Учитель".
А еще было сказано: "Если ударили тебя по левой щеке, подставь тому правую". Чтобы опять оказаться сбитым с ног тяжелой пощечиной? Или попытаться преодолеть толщину листа бумаги и уклониться от удара? Найти в себе движение не противостояния, а взаимодействия.
И когда каждый поднявший на вас руку будет для вас не врагом, а партнером, дающим возможность применить свои умения в новой практике, обрести гармонию взаимодействия в новой ситуации, то простым и естественным покажется призыв возлюбить ближнего, как самого себя.
И тогда человек познает справедливость этого мира, позволяющего нам в страданиях обретать свой Путь, свое движение. Жить.

© М. Якушев