[an error occurred while processing this directive]

Гостевая книга Graf'a Mur'a

Аромат Востока HAIKU-DO Годовая Ренга Ветка Бамбука Хайбун Конкурс НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ

Перейти в Гостевую книгу

Архив сайта : > 2003 год > 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
К.Сергеев


прислано 11:35:40 21.06.2003


-> Ореховая Соня
... особенно хазарский (Павича):)
Ореховая Соня

прислано 12:05:17 21.06.2003


Просто так, но забавно. Вчера, прочитав про манифест, я заволновалась страшно, хотела даже вылезти из чайника и написать что-нибудь вроде: "А те, кто любит писать манифесты, могут пойти на сайт http://www.manifest.ru/ (наверняка есть такой) и писать там любимое." Потом думаю, дай посмотрю, а есть ли такой сайт. И таки есть. Дальше, правда, не смешно, потому что манифестов там писать кому попало не разрешают - это сайт какого-то рекламного агентства. Но все равно забавно в этом и-нете: чего ни хватишься - все есть. И все равно не то, что надо.
К. Сергееву: а хазарские словари вообще самые полезные в мире.
К.Сергеев


прислано 12:37:58 21.06.2003


->Хьюмэйн
Нарратив - это "формальная оболочка" текста или же система знаков, выражающая автора в контексте определённого языка конкретной исторической эпохи. Так сказать маска личного на сиюминутной семантической универсальности.
Додо


прислано 13:14:00 21.06.2003


Надо быть проще - и люди к Вам потянутся!

(это не я придумал!) :-))

К.Сергеев


прислано 14:59:41 21.06.2003


"Простота - хуже воровства..."
Из "бессознательных глубин" народной мудрости
:)
Камчатка


прислано 21:51:52 21.06.2003


"путь в тысячу ли начинается с одного шага"

:о)

Graf Mur


прислано 21:54:48 21.06.2003


Хьюмэйн, говоря о клише, я имел в виду ваши определения хайку и хокку, слизанные из каких-то текстов.
К.Сергеев, возможно, простота - не есть гут, но все же к хайку это как-то ближе. Как-то трудно продираться сквозь замысловатые заросли наукообразного языка :-)
Graf Mur


прислано 21:57:26 21.06.2003


В качестве полезного пособия для начинающих, решил поместить здесь текст Шебы, опубликованный в Гостевой книге RenguRu 26 Июня 2002 (а еще раньше - в Книге 2 Су). Надеюсь, автор не обидется :-)
================================================
Разбор полётов для начинающего хайкуслагателя.

Стихотворные примеры - мои собственные. Кое-какие из них заменила для большей наглядности. Авось кому-нибудь этот разбор пригодится.

***

NB! Дальнейшие мысли - субъективное мнение человека, который наблюдает за жизнью здесь и в ренге, но активно в этой жизни не участвует (толковать - не пишет).

Мне не очень нравится, то, как сейчас пишут. Однако я тут же вспоминаю себя. Анализируя, прежде всего, свои трех- и двустишия, я поняла, что существуют некие подводные камни, о которые спотыкаются практически все.

1) Излишняя образность. Это, видимо, сказывается подсознательная установка, что поэзии без образности не бывает. Привет Пушкину, Лермонтову и школьной программе по пункту "Поэзия".

Голубой ситец неба
Белой нитью прошивает
Серебряная игла самолета.

ветром сдуло золотые бусинки
небо затянуло серым ситцем и т.п.

2) Многословие. Боязно, что в те же шесть-семь слов не уложить смысла того, о чем хочешь рассказать.

В храме душно от ладана и свечей
древние старухи мелко крестятся
пытаюсь просить прощения

3) Излишний лаконизм. За ним чаще всего и теряется смысл. Мне легко достроить картинку, а кому-то совсем не понятно, о чем идет речь.

до утра играют
два гибких тела (чьих?)

запуталась бедняжка -
испуганная птичка

4)Излишняя эмоциональность. В строчки включаются личные переживания. Совет в помощь: переночуй с проблемой, а утром садись писать хайку. Помогает.

Боюсь расцарапать
любимую душу
корявой любовью

по-стариковски брюзжит
мое одиночество

5) Философичность. О, эти загадочные строки... Хайку, сразу же заявляющее - этот автор умеет размышлять о мире и себе в нём, об отношении вещей в этом мире.

жить в ожидании жизни
до самой смерти

природа, завершив картину,
поставила точку

как ярок мир
внутри меня

кто чье приложение
в этом мире

6) Стремление к оригинальности. Вот тогда и появляются в хайку известные и никому не известные персонажи, слишком явно очеловеченные предметы или нелепые ситуации.

разглядывало солнце
человечков в поле
да так и уснуло

дама степенная
разглядывает в зеркале
прелестницу юную

смешное раскосое лицо в иллюминаторе
Джао Да полетел

Думаю, что я описала не всё. Добавляйте по мере сил.

Для играющих в ренгу.
Известно, что три строки связаны как-то по смыслу с двумя последующими строками. Размышляя над ответом, я часто забывала, что эти две строчки тоже хайку. Поглядев на выборку из своих хайку, я нашла двустрочные хайку, которые не живут - не понятно, о чем они, так сильно они связаны с предыдущим трехстрочным.

поглотившего тихие шаги
усталого путника (кто? откуда? что?)

С тех пор, играя в ренгу, я думала, а что станет с моим двустрочным хайку, если три предыдущие строки убрать?

================================================

Хьюмэйн


прислано 03:26:59 22.06.2003


Граф, по поводу того, что Вы назвали "наработанными клише" – это А. Андреев. Тут я повторил его почти буквально, в остальном – мои домыслы, хотя "ничто не ново в этом мире".
Спасибо за цитату Шебы. Мне приятно, что здесь есть ещё мыслящие люди, кроме Тайши. Даже более того, я никогда не занимался таким глубоким анализом каких-либо вопросов. Возможно, потому что мне быстро надоедает любая тема, в которой я разобрался.

Сергееву большое спасибо за разъяснение.
Конечно, я мог сам посмотреть в словаре, но Сергеев, думаю, правильно меня понял. Сам я обычно избегаю мудрёных терминов, изъясняюсь по-русски.

Граф, а по поводу "наработанных клише" я уже начал думать, что Вы меня с кем-то путаете. :)

Лена Талаева


прислано 05:42:32 22.06.2003


Хьюмэйн, Вы скучны...
Хьюмэйн


прислано 08:57:52 22.06.2003


Тем не менее, Лена, я Вам остаюсь благодарен.
К.Сергеев


прислано 12:15:23 22.06.2003


Graf Mur

В целом, согласен с Вами. Но всё познаётся "в контексте". В данном случае, вводя термин "нарратив", и затем его растолковывая, я пытался отобразить многословную неуместность текста Хьюмэйна.
А сама тема "простоты", "сложности", "наукообразности" и их соотношения может быть предметом интересной дискуссии!
Для "затравки" предлагаю попытаться осмыслить 45 стих Дао Де Цзин в переводе Ян Шин-Хуна (http://www.philosophy.ru/library/asiatica/china/lao-czi.html )
-45-

Великое похоже на несовершенное, но его действие (не может быть) нарушено; великая полнота похожа на пустоту, но ее действие неисчерпаемо. Великая прямота похожа на кривизну; великое остроумие похоже на глупость; великий оратор похож на заику.
Ходьба побеждает холод, покой побеждает жару. Спокойствие создает порядок в мире.

К.Сергеев


прислано 12:19:57 22.06.2003


Хьюмэйн
Ежели Вы "изъясняетесь по-русски", то зачем в хайку и дзен лезете?
Это, по-моему, не совсем "русские" духовные феномены :)
Хьюмэйн


прислано 12:53:58 22.06.2003


Сергеев, Вы о чём?
;)
К.Сергеев


прислано 13:17:07 22.06.2003


Хьюмэйн
О Вашем нарративе
:)

Хьюмэйн


прислано 14:55:56 22.06.2003


Сергеев, простите меня, пожалуйста, и спасибо за Лао Цзы. Сколько раз читал, но сейчас - вовремя.
S.S.


прислано 15:26:05 22.06.2003


неисповедимы пути дао - учил великий Лао :о)
Graf Mur


прислано 20:59:42 22.06.2003


Хьюмэйн :-)))
>> Даже более того, я никогда не занимался таким глубоким анализом каких-либо вопросов. Возможно, потому что мне быстро надоедает любая тема, в которой я разобрался.

Вы продолжаете воодушевлять меня своим перлами :-)) Вы всерьез так боитесь, что быстренько разберетесь с хайку и она вам наскучит? Я пока еще не слышал о людях, говорящих на русском языке, которые бы могли такое сказать (и, думаю, на других языках тоже). А вы еще и дзен упоминали, и по христианству прошлись... Ваше настоящее имя случайно не Бэтман? :-)))

Хьюмэйн


прислано 02:07:38 22.06.2003


Граф, как ни удивительно, я нахожу у Вас всё больше и больше умных людей. (Дух хайку, что ли, виноват...). Поэтому, если я Вам надоел, Вам придётся меня замодерировать.
:(
Лена Талаева


прислано 06:56:47 23.06.2003


Хьюмэйн, у нас не модерируют, разве что чистят :))
Sолнце Sансары

прислано 07:22:39 23.06.2003


Так часто бывает - мы спорим только для того, чтобы показать что нас лишает покоя нечто, невыразимое словами, ошибочно выраженное в словах.

"как немая струна - для чужих не поет
ни твое, ни мое - снова солнце встает"

Pease, Humane - не принимайте все это близко к сердцу.

S.S.


прислано 07:28:10 23.06.2003


опять очепятка :о) ну когда же это кончится??! :о)
S.S.


прислано 07:57:06 23.06.2003


Хм... Осмелюсь предложить уважаемым собравшимся заглянуть в к2су, где одного из участников "тусовки" проперло на откровенность. Не решаюсь комментировать.... может, удостоимся комментариев автора?
Хьюмэйн


прислано 14:56:42 23.06.2003


Комментирую!
От абсолютного большинства здесь я отличаюсь независимостью от "гениев" русской поэзии всех жанров и поэтому могу говорить прямо, что думаю. Если что-то мне не нравится, я так и говорю. Но, заметьте, говорю обоснованно. Как можно творить в жанре хайку и заявлять, что хайку не существует! Это несерьёзно. Это - позёрство.
Ореховая Соня

прислано 15:21:24 23.06.2003


Хьюмэйн,
1. А что Вас так колбасит, раз Вы такой независимый? Независимых не слышно.
2. Хайку не говорят прямо, что думают. На то и хайку.
3. Несерьезно - это плохо или хорошо?
4. При Вашей категоричности - может Вам сонетами заняться? Они такие детерминированные. Что Вам эти хайку, которые то ли есть, то ли нет, то ли не-хайку?
Хьюмэйн


прислано 15:44:11 23.06.2003


Действительно, что это меня так колбасит...
А сонет - это для Сони что ли? ;)
Ореховая Соня

прислано 16:10:29 23.06.2003


Что ж, можно и для Сони сонетик, очень даже можно! А то у меня все сонетки да сонники.
Хьюмэйн


прислано 16:25:54 23.06.2003


Сонет для Сони...
Бессонной ночью
Пусть плачет Муза...
ШМ


прислано 16:48:49 23.06.2003


Японцы кристаллизовали хайку столетиями; нам досталась теперь готовая матрёшка ли, Дарума ли, которую как ни качни - выпрямится со смеющейся физиономией. Если уж начать вспоминать, то и верлибр, и сонет, и - дальше вглубь-вширь - силлабо-тоника тредиаковская были новы, непривычны, и само существование их в принявшем их языке казалось странным; пока ощущалась и ощущается эта странность - жизнь ощущается... Хайку же ещё более странны, потому что и в Японии, оказывается, такие вот недоумения, разногласия связаны с жизнью хайку и сейчас: по словам Т.Л. Соколовой-Делюсиной, пишущие танка или вот верлибристы на западный манер, когда собираются сообществом - достаточно чинно читают стихи, обмениваются мнениями и поклонами, а вот хайдзинское сборище - ууу!...что начинается... :) что-то слышится родное :)

Почему7 почему? да, принципиальная недосказанность, открытость, вынесенная из рэнговской истории жанра; но не всё же возможно объяснять историей (меня могут поправить, что многие вещи и объяснять не стОит, но это уж кому как нравится :)

Андреев протягивает догадку как подарок: "Ой, цветёт калина в поле у ручья - другой подтягивает - парня молодого полюбила я"

итак

живёт в общении (скучно накопить пятьдесят хайку и вывалить их килограммом текста - читайте меня! цените! - такого сразу приводят в чувство)

Воспроизводимо, ибо кратко и в лучшем случае - отлито как цельный кусок золота, так, чтоб волос нельзя было вставить между словами (вспоминаю Басё, если неверно - поправьте)

Рождается как ответ - Басёнку ли, Басё ли - неважно! - и становится очередным звеном притяжения-отталкивания (в САДУ РАСХОДЯЩИХСЯ ХОККУ и в следующей за ним традиции писать трёхстишие по первой или третьей строке это, конечно, оче-виднее, чем при ассоциативном переходе)

Форма, хотя и предмет споров (5-7-5 или нет, эмхай или природные вещи, принимающие или нет на себя груз людских отношений; две или три строки - или одна? но уж не пять никак, нетанки! - но хайку или не-хайку - каждый тут может определить :) "играют вместе", хоть и "каждый по-своему" :)

сжимает в смутный, трудно разделяемый на составляющие комок куски повседневной жизни (видим да поём - да и напоём вдруг чего не предполагалось:( :)

так это творчество сетевого народа?
песни мировой деревни?
или ещё черновики - чего?

сухая гроза
враз становится мокрой
крыша напротив

Архив сайта : > 2003 год > 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26

Аромат Востока Ветка Бамбука Конкурс НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ  Хайбун Конкурс Э-УТА
HAIKU-DO Годовая Ренга Конкурс ФОТО-ХАЙКУ 1 2 3 Конкурс иронических хайку Черная Гостиная
ФОТО-ХАЙКУ Гостевая книга Фото-хайку Книга 2 Су RENGA.RU Портал haiku.ru


Graf Mur 2000-2003